exclusive
main arrow small sea (maloe more) arrow arcticles, opinions arrow наскальные рисунки
main
main
Иркутск
architecture museum taltsy
BAIKAL
Listvyanka
bolshie koty
small sea (maloe more)
olkhon island
circum baikal railroad
Бугульдейка
peshanaya (sandy) bay
Большое Голоустное
Байкал. Бурятия
north of baikal
ushkaniy islands
east cost of baikal
Улан-удэ
Аршан -Тунка
Шумак
fishing
winter on baikal
ПАРТНЕРАМ
Счетчик


наскальные рисунки Print

Наскальные рисунки на горе Сахюртэ

В 5 км от пос. Еланцы на левом берегу реки Анги на безлесной горе Сахюртэ (Кремниевая гора) сохранились древние наскальные рисунки и городище. Рядом расположено небольшое озеро Хурай-Нур, по преданию в нем обитали священные лебеди, считающиеся прародителями всех хори-бурят. По старинным шаманским преданиям ангинских бурят, супружеская чета Сарма саган нойона опустилась на остров Ольхон. В поисках удобного места для проживания они пришли на гору Сахюртэ в долине реки Анги, место им понравилось. Они сделали свои изображения на скалах и остались здесь жить. Среди шести человеческих фигур на скале есть изображение фигуры с большим животом – Сахюрша саган хатана (Кремниестая Белая госпожа).

Наскальные рисунки на горе Сахюртэ находится в четырех местах на гладкой поверхности выступов белого, серого и розового мраморовидного известняка. Размер рисунков от 10 до 50 см. По данным археологической экспедиции Иркутского государственного университета под руководством П. Хороших, давность наскальных рисунков различна.

Первая, наиболее древняя, группа рисунков находится на скале, сложенной из белого мраморовидного известняка, на высоте более 100 м надо уровнем р. Анги. Рисунки занимают площадь более 8м² и сделаны глубоким сплошным высеканием фигур. Центральное место занимает сцена охоты на коз, моралов и лосей. Охотники вооружены луками со стрелами. Возраст рисунков более 2000лет.

Вторая группа расположена в 150м на северо-запад от первой группы на гладкой поверхности серого мраморовидного известняка. Рисунки изображают всадников, стреляющих из лука косуль, яка, сцену встречи охотничьей собаки с медведем. Эта группа рисунков относится примерно к VI-X вв.

Третья расположена в 160 м на северо-восток от первой. Рисунки нанесены легкой резьбой на небольшом выступе серого мраморовидного известняка и изображают условный знак в виде неправильного шестиугольника с линиями внутри.

Четвертая группа рисунков сохранилась на гладкой поверхности большой плиты, упавшей со скалы и сейчас расположенной у самой подошвы горы Сахюртэ. На ней высечены фигуры сохатых, коз, моралов, лошадей и быков.

Из книги П.П. Хороших «По пещерам Прибайкалья»: «Наибольший интерес представляет перавя группа рисунков, высеченных на большой, заметно выдающейся скале, расположенной на юго-западном склоне горы Сахюртэ, около ее вершины. Скала состоит из белого мраморовидного известняка и находится на высоте более 100 м над уровнем р. Анги. Рисунки на этой скале занимают площадь около 8 м². Высекание фигур сплошное и контурное. Глубина высекания от 1 до 3 мм. Размер фигур от 10 до 35 см. Высеченные на скале фигуры хорошо заметны.

Центральное место на скале занимает прекрасно переданная композиция сцены охоты на коз и моралов с помощью собак. Два пеших охотника (контурное изображение) вооружены луками и стрелами. Один охотник показан идущим на лыжах. Позади охотников изображены убитая коза и убитая собака. Фигуры моралов и коз, преследуемых охотниками, переданы вполне натурально, с соблюдением всех характерных особенностей в строении тела этих животных. Реальность изображений указывает на то, что эти животные были хорошо знакомы древним обитателям Прибайкалья, играли большую роль в их производственной жизни.

В нижней части скалы высечен ламаистский очир (символ громовой стрелы) и водоплавающая птица – гагара. На левой половине скалы изображены небольшие человеческие фигуры, а также куланы, быки, козы, лоси и другие трудноопределимые животные. Часть изображений незакончена. Некоторые человеческие фигуры высечены в позе борьбы с каким-то животным (возможно, с медведем). Большой интерес представляет фигура кулана-джегетая, она указывает на то, что это животное обширных открытых  пространств Монголии когда-то водилось в Прибайкалье. Это предположение подтверждается также высеченными изображениями куланов, сохранившихся в Кудинских степях на скалах Манхай и Укыр, и находками костей этого животного в пещерах Байкала. Рисунки первой группы являются наиболее древними из остальных изображений железного века и имеют давность около 2500-3000 лет. Изображения ламаистского очира относится к рисункам позднего происхождения, вероятно оно было сделано ламами, посетившими остров Ольхон в конце XVII в.» 

   

Петроглифы утёса Саган-Заба

Беломраморный утес Саган-Заба выделяется среди серых скал побережья. Скала расположена в 5 км к северу от Крестовского мыса, и попасть к ней можно с суши на автомобиле. Утес известен большим количеством наскальных рисунков. По словам академика А.П. Окладникова, «петроглифы Саган-Забы – подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они самые сложные из всех известных наскальных рисунков на всем пространстве от Урала до Тихого океана». Наскальные изображения, открытые в 1881 г.,  сильно пострадали от времени. В 2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фргментов прежних больших композиций рисунков. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.).

Фигуры выполнены точечной набивокй, процарапаны на камне или нарисованы краской – охрой. Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения древних танцующих шаманов, увенчанных рогами, с понятыми вверх руками, бегущих оленей и лебедей. Рисунки получили мировую известность. На рисунках отчетливо видны рогатые люди. Единственной интерпретацией этих рисунков стала гипотеза, устроившая всех без исключения, об изображении на скале танцующих шаманов в рогатых головных уборах. Со времени экспедиции академика А. Окладникова эта версия ни разу не подвергалась сомнению и принята всеми учеными как интуитивно верная догадка. Однако, несмотря на авторитетные выводы в научных монографиях о том, что на скале Саган-заба изображены танцующие шаманы, вполне возможно и другое объяснение этих рисунков.

Только единственный фрагмент рисунков – рога  на голове – косвенно может указывать на принадлежность изображения шаману, именно эта деталь и стала основополагающей в дальнейших рассуждениях ученых. Однако, если заново рассмотреть все подробности, вывод о принадлежности изображения шаману уже не будет столь убедительным. На древнем байкальском иконостасе изображено девять (!) аналогичных рогатых фигур в боевой позе, на полусогнутых коленях перед схваткой, с оружием или дубинкой наперевес. На некоторых из них можно увидеть наискосок туловища широкие пояса, перекинутые через правое плечо, такие пояса на фигурах древних людей могли быть от боевых колчанов для лука и стрел, обычно носимых за спиной. В костюмах шамана неизвестно подобного ремня, который был бы надет наискосок его туловища, поверх костюма. Второе  - на посох шаман опирался и не носил его двумя руками, наизготовку, как дубинку или копье. Однако древние художники посчитали эти детали облика более важными, чем традиционный бубен шамана (изображения бубна на рисунках нет): рога на голове, пояс наискосок туловища, перекинутый через правое плечо, и длинный посох-копье, который держится двумя руками, подобно оружию, наизготовку. Вызывает удивление большое количество фигур 2шаманов», если принять во внимание шаманскую корону – рога на голове, то все изображенные шаманы принадлежат пятой ступени, т.е. к шаманам, получившим шаманскую корону. Это единственный известный рисунок в Сибири, где в одном месте изображен целый отряд «шаманов». Очень трудно поверить, что такое количество шаманов пятой ступени могло вообще быть в одной местности. Известно, что шаманы враждовали за первенство и власть, весьма сомнительно, что рогатых шаманов могло собраться такое количество, а вот рогатых воинов – вполне возможно. Кстати, интересно ответить на вопрос: если рисункам, как считается 2500 лет, то рога каких животных могут быть на голове? Рога на изображениях прямые, а не ветвистые, как у оленя, которыми было принято украшать корону шамана. На старинных изображениях прямые, а не ветвистые как у оленя, которыми было принято украшать корону шамана. На старинных изображениях, дошедших до наших дней, сибирские шаманы использовали для головных уборов ветвистые рога оленей. Логичнее признать в изображених простых рогатых воинов, а не танцующих шаманов. При такой трактовке получают объяснение и ремень для заплечного колчана, и боевая поза с копьем наперевес. Следует также иметь ввиду и отсутствие инструментального метода точной датировки рисунков, их возраст определяется по совокупности художественной манеры письма, что может привести к ошибке в выводах.

Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят – орел, у хоринского племени – лебедь. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителей – птиц, лебедей.

В древние времена буряты совершали здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями. По их преданию, на местность Саган-Заба опустились Бурал Саган-нойон с женой Буга саган хатан (Седовласый господин и Белая госпожа) сделали на скале свой зураг (рисунки) и поселились здесь. Расположенное здесь древнее шаманское святилище является одним из крупнейших святых мест на Байкале. Чтобы как-то ослабить влияние шаманства, монахи из Посольского монастыря в устье р. Селенги в начале XVIII столетия выбили на скале Саган-Заба два больших креста.

 
< Prev
RUSSIA
База отдыха МИР БАЙКАЛА
БАЙКАЛ ЛЕТО 2018
Экскурсии Иркутск, Байкал
БАЙКАЛ ЗИМА-ВЕСНА 2017


© 2019 EXCLUSIVEный отдых
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.
Поддержка сайта Lacerta Ltd. по заказу Exclusive