Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)
Кругобайкальская железная дорога -
уникальный памятник инженерного зодчества.
17 марта 1891 г. царь Александр III издал указ о начале
строительства Транссибирской магистрали.
Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен
30 сентября 1904 г., а 15 октября 1905 г. открыто постоянное движение. По
количеству разного рода работ Кругобайкальская железная дорога превзошла
все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается одной из
красивейших железных дорог мира.
Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно
вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость проходки
составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по кладке камня из
Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки,
при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.
На каждый километр пути в среднем израсходовано по
одному вагону взрывчатки, произведено земляных работ по объему,
равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом работ на
строительстве Суэцкого канала.
На 84 км дороги от ст. Култук до ст. Байкал
построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей
общей протяженностью 8994 м. Самые протяженные: Каторжный - 538 м, Хабартуй -
548 м и Половинный - 807 м.
В обвалоопасных местах построено 14 км подпорных стенок,
47 каменных и 3 железных галереи. По объему, сложности и стоимости работ этот
участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции его
называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой -
потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а
золотой - потому что по стоимости работ она превзошла все существовавшие в
России дороги.
Если в среднем стоимость одного километра Транссибирской
магистрали от Челябинска до Владивостока составляла 93 тыс. руб., то
Кругобайкальской железной дороги - около 130 тыс. руб.
В конце 1970-х гг. этот тупиковый участок получил статус
историко-архитектурного памятника и взят под охрану
государством. Сегодня туристы могут видеть здесь хорошо сохранившиеся
порталы и своды многочисленных тоннелей, выполненных из тесанного камня,
многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки, сохранившиеся деревянные
строения в стиле модерн начала века.
Эта дорога ежегодно привлекает тысячи туристов, среди
которых немало иностранных гостей. Поэтому Восточно-Сибирская железная
дорога открыла маршрут Иркутск – Слюдянка - порт Байкал, по
которому следует «Кругобайкальский экспресс» (среда, суббота:
Иркутск – порт Байкал; четверг, воскресенье: порт Байкал – Иркутск.
Это - единственный поезд в регионе, рассчитанный
на перевозку, главным образом, туристов и экскурсантов.
Расширена экскурсионная программа: по пути делаются остановки
в самых красивых местах и предусмотрена длительная стоянка на 110 км,
где можно организовать пикник и искупаться в озере.В состав поезда введен
вагон «бизнес-класс»(отдельный, изолированный от остального состава
вагон с гидом-переводчиком и 2-разовым горячим питанием во время следования по
маршруту), кроме того, в поезде ввели «классность» вагонов.
Как и до революции, их три. Все вагоны оснащены телеэкранами,
по которым пассажиры могут следить за рассказом гида-переводчика.
|