Бейт Шеарим Бейт Шеарим находится на южных склонах горы Кармель неподалеку от Ципори. Это - место пребывания Синедриона и одна из баз восстания Бар Кохбы. Город часто упоминается в Мишне и Талмуде, также есть более ранние упоминания. Самое первое упоминание у Иосифа Флавия в книге «Жизнь Иосифа» - он здесь останавливался будучи одним из руководителей восстания. Флавий описывает его как важное место на пересечении многих дорог и один из центров, созданных принцессой Береникой. Именно описание Флавия вкупе с найденными надписями в захоронениях и помогло в конце концов идентифицировать Бейт Шеарим. Латинское название места - Бейсара. Город был уничтожен императором Галлом при подавлении восстания 351 года и с тех пор больше не существует. Арабы, построившие здесь деревню в новые времена, называли это место Шейх Абрек по имени похороненного здесь шейха. В некрополь сначала наведывались грабители, а потом, и он был предан забвению. В 1872 году исследователи из P.E.F (британский Фонд Изучения Палестины) обнаружили первые гробницы. Во времена становления государства Израиль здесь жил Александр Зайд, местный герой, ездивший на коне и наводивший страх на арабов своей нагайкой (см. «Эксодус» Л. Юриса). Зайд был известен по всей стране умением силой или добром договариваться с соседями и добиваться желаемого. В конце концов он был убит выстрелом в спину. Недалеко от села стоит памятник Александру Зайду «верхом на коне» - почти единственный натуралистический памятник такого рода в Израиле, где не принято создавать изображения людей как памятники. Первые исследования города были проведены еще в 1931 году, когда нашли древнюю синагогу в саду дома, который принадлежал легендарному Александру Зайду. Зайд, копая сад, нашел какие-то древние остатки и пригласил к себе профессора Сукеника для их определения. Он же нашел множество саркофагов древних захоронений. Экспедиция Сукеника вела раскопки в саду и в районе кладбища и нашла довольно много различных артефактов. Однако после тщательного исследования синагогу снова зарыли, поскольку это место является частным владением. Тем не менее, у дороги до сих пор стоит указатель «Синагога», что сбивает с толку приезжающих туристов, так как раскопки рядом с указателем - не синагога, а религиозная школа, академия времен Мишны 3 века нашей эры. Эта же ошибка повторяется и на схемах. На самом деле синагога стояла дальше, за забором. Новые раскопки проводились в 50-х годах специальной комиссией при правительстве, называвшейся «Комиссия по улучшению вида страны», среди трех основных направлений ее работы - в Шифте, на Масаде и здесь. Бейт Шеарим является очень важным местом с точки зрения еврейской истории. Здесь, примерно в 200 г. нашей эры, завершен Талмуд под руководством раби Иегуды ха-Наси, вернее его основная часть - Мишна. Раби ха-Наси окончательно кодифицировал и записал Мишну, начатую еще Йохананом Бен Заккаем. Иегуда ха-Наси похоронен здесь же, не смотря на то, что к кончине своей он уже жил в Циппори. В одном из помещений «Города мертвых» устроен небольшой музей археологических находок. Площадь города огромна, большая его часть не раскопана, хотя раскопки идут до сих пор. Раби ха-Наси был очень известным и богатым человеком своего времени, был вхож в придворные круги Рима, сохранились тексты и письма, в которых он говорит о своей дружбе с императором Антонинусом. На самом деле такого императора в Риме никогда не было, это родовая фамилия целой династии. Возможно речь идет об императоре Нерве или Каракалле, полное имя которого было Марк Аврелий Север Антонин. Раби ха-Наси принадлежала вся долина вокруг города - подарок Рима, у него была даже собственная полиция. Позже Раби - так его называли, и называют до сих пор, фигура настолько важная, что не требуется даже упоминание имени - переезжает вместе с Синедрионом в Ципори, однако завещает похоронить себя здесь. После кровавого подавления восстания Бар Кохбы Синедрион остался единственным представителем еврейской администрации, причем, между двух огней. Рим не доверял евреям вообще, в основном из-за массовых восстаний, а евреи не доверяли своей администрации, которая стремилась хорошо выглядеть перед Римом. Синедрион начинает новую политику - еще в Уше - политику удаления от центра, от римской власти, от еврейских проримских богачей. Здесь много захоронений времен Талмуда, в частности похоронен раби Гамлиэль. Сохранилось множество саркофагов и коммунальных пещер под оссуарии - глюзкемы. Это - основное место посещения в Бейт Шеарим. В саркофагах - что означает в переводе с греческого «едящий мясо» - в то время хоронили только очень богатых людей, много стоил не только сам саркофаг, но и вырубка пещеры для него, таким образом хоронили примерно 5-7 процентов умерших. Саркофаг с резьбой, естественно, стоил больше. В украшении саркофагов явно чувствуется влияние греко-римской культуры, до того саркофаги у евреев вообще не украшались.
|